Вы вошли какГость Группа "Гости"Приветствую Вас Гость




МАОУ "Калиновская СОШ"
Файловый архив


Главная » Файлы » Методическая копилка

Требования к уроку
[ Скачать с сервера (141.5 Kb) · Скачать удаленно () ] 26.11.2011, 20:57
ТРИЕДИНАЯ ЗАДАЧА УРОКА

Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:

Организационный - организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уро-ку, порядок и дисциплина.
Целевой - постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
Мотивационный - определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.
Коммуникативный - уровень общения учителя с классом.
Содержательный - подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоя-тельной работы и т.п.
Технологический - выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности ученика на уроке для стиму-лирования его активности и развития познавательного интереса.
Аналитический - подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ

Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку:
1. Учет особенностей учащихся класса:
уровень класса;
отношение учащихся к предмету;
сформированность ЗУН;
отношение к разным видам учебной деятельности;
отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным;
общая дисциплина учащихся.
2. Учет индивидуальных особенностей:
тип нервной системы;
коммуникативность;
эмоциональность;
управление восприятием нового материала учащихся;
умение преодолеть плохое настроение;
уверенность в своих знаниях, умениях;
умение импровизировать;
умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.
3. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока:
Общие:
Определить место урока в теме, а темы - в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методи-ческие. Познакомиться с их содержанием.
Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требо-вания стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.
Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН.
Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими.
Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока.
Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объеме, какими пор-циями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам.
Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирования новых ЗУН.
9. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся.
10. Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив себе урок как целостное явление.
Частные:
Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложе-ния материала.
Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непо-ниманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неяс-ного вопроса.
Задания и инструктаж давать четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.
Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря внимания - сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.
Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать дли-тельных проработок учащихся.
Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не долж-но быть просто продекларированным!
Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.
10. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их ак-тивность и осведомленность.

ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА И ПОДГОТОВКИ К НЕМУ УЧИТЕЛЯ

Разработка системы уроков по теме или разделу.
Определение триединой задачи урока на основе программы, методических пособий, учеб-ника и дополнительной литературы.
Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.
Выделение того главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.
Формулирование учебных задач урока.
Разработка структуры урока, определение его типа и оптимальных методов и приемов обу-чения.
Определение межпредметных связей и методов их использования на уроке.
Планирование всех действий учителя и учеников на всех этапах урока, особенно в нестан-дартных ситуациях.
Подбор дидактических средств урока (д/ф, к/ф, картин, таблиц, карточек, схем и т.п.).
Проверка оборудования и ТСО.
Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
Определение оптимального объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке.
Выбор приемов и форм закрепления полученных знаний на уроке и дома, приемов обобще-ния и систематизации знаний.
Составление списка учеников, ЗУН которых будут проверяться методами и формами, соот-ветствующими уровню их сформи-рованности; определение объема и форм домашнего задания.
Продумывание форм подведения итогов урока.
Запись плана урока в соответствии с требованиями.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА

1. Тема урока:
дидактическая цель и задачи урока;
тип, структура урока;
общие методы, приемы работы учеников;
средства наглядности, источники информации, ТСО, ЭВТ.
2. Повторение опорных знаний:
определение понятий, законов, которые надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала;
самостоятельная работа учащихся (ее объем, формы);
способы развития интереса учащихся к предмету, к теме;
формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.
3. Усвоение новых знаний:
новые понятия, законы и способы их усвоения;
определение познавательных учебных задач урока (что должны узнать и усвоить ученики);
самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение);
проблемные и информационные вопросы;
варианты решения проблемы;
варианты закрепления изученного материала.
4. Формирование умений и навыков:
конкретные умения и навыки для отработки;
виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений;
способы "обратной" связи с учащимися;
фамилии учащихся, которые будут опрошены.
5. Домашнее задание:
что повторить и приготовить к уроку;
творческая самостоятельная работа;
объем и время выполнения домашнего задания.
Подготовка к уроку непосредственно перед звонком:
мысленное воспроизведение основных этапов урока;
воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников;
стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.
Способствуют успеху урока:
хорошее знание материала;
бодрое самочувствие;
продуманный план урока;
чувство "физической" раскованности, свободы на уроке;
правильный выбор методов обучения;
разнообразие методов обучения;
занимательность изложения;
ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя;
выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.
Затрудняют проведение урока:
неуверенность в своих знаниях и "учительских силах";
безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;
рыхлая композиция урока;
скованность движений;
неумение учащихся работать предложенными методами обучения;
однообразие методов обучения;
бесстрастный рассказ учителя;
монотонность и сухость при изложении нового материала;
отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами.
Категория: Методическая копилка | Добавил: tamara
Просмотров: 430 | Загрузок: 261 | Рейтинг: 0.0/0

Copyright SmartService © 2024