Вы вошли какГость Группа "Гости"Приветствую Вас Гость




МАОУ "Калиновская СОШ"
Файловый архив


Главная » Файлы » Методическая копилка

В помощь учителю истории
[ Скачать с сервера (52.0 Kb) ] 19.11.2011, 20:08
Класс 6 учитель истории Карбовская Т.Б.

Тема : Культура Древней Руси.

Цели:
- сформировать у учащихся целостное представление о Киевской Руси; ее значении в системе
европейских и восточных государств;
- рассказать о начале русской письменности и летописания;
- пояснить роль Киевской Руси как государства, ставшего исторической и культурной колыбелью
трех восточно – славянских народов – русских, украинцев и белорусов;
- воспитывать уважение к культуре своего народа и желание познакомиться с ней.

Основные понятия: культура, былины, летопись, искусство, икона, миниатюра, устав, зодчество,
фреска, патриотизм.

Основные персоналии: Кирилл и Мефодий, Нестор, Илларион

Оборудование: наст.карта « Русь в ХII – н.ХIII вв.», иллюстрации, картины, видеофильм «Культура Древней Руси» или DVD – фильм «Иконы»

Форма проведения урока: КСО ( коллективный способ обучения )

Д \ з. §. 7. Составить образный рассказ о путешествии в Др.Киев от имени заморского князя.

Ход урока.
I. Оргмомент. Запись д\з. §. 7. Составить образный рассказ о путешествии в Др.Киев от имени заморского князя.

II. Акутуализация материала. Групповая работа с документами « Русская Правда». Приложение 1

III. Переход к новому материалу.
Время правления Ярослава Мудрого было временем расцвета Древнерусского государства. Он уделял много внимания внутренним делам в государстве, положил начало русскому письменному законодательству. В процессе укрепления русского государства происходит складывание древнерусской народности и культуры.

IY. Объяснение нового материала. План темы.
1. Особенности культуры Древней Руси.
2. Письменность и грамотность.
3. Литература и устное народное творчество.
4. Зодчество и изобразительное искусство.

I. Особенности культуры Древней Руси.

Работа со словарем.
Понятие « культура» - все то, что создано умом, талантом, руками народа, что выражает его духовный облик, взгляд на мир, на человеческие отношения.

Работа учащихся с учебником. Стр. 55

Задания учащимся. После чтения выделить особенности культуры Древней Руси.

Должны уяснить: - основа: древние мифы, сказания, традиции, работа по дереву и камню, искусство кузнецов.
- впитала в себя культурные достижения проживавших на ее территории народов: финноугров,
балтов, печенегов, хазар, западных славян;
- влияние оказала Византия, особенно после принятия христианства;
- главный мотив – патриотизм, призыв к объединению народа и сил против внешних врагов.
II. Письменность и грамотность – зародилась до принятия христианства.
Сообщение о Кирилле и Мефодии.
Должны уяснить:
- славянская письменность во второй половине IХ в. и в Х веке проникли на Русь;
- крещение дало толчок к развитию письменности и грамотности;
- при церквях и монастырях открыты школы;
- переводятся на русский язык греческие и болгарские книги;
- ХI веке переводные сочинения « Александрия» - о подвигах Александра Македонского;
- вместо бумаги использовали березовую кору – бересту.
III. Литература и устное народное творчество.
А\ В ХI веке зарождается древнерусская литература.
Запись в тетради:
Былины – поэтическое сказание о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей.
Сообщение учащихся о былинах.
Сообщение учащихся о древнерусской литературе.
Работа в тетради: заполнение таблицы.

Автор Название
Жанр Тема
Илларион ХI в. Слово о законе и благодати.
1040 г. Публицистика Забота о счастье своей страны, вызывает патриотические чувства
Нестор ХII в. Повесть временных лет.
1113 г. Летопись Рассказ откуда есть пошла Русская Земля
ХII в. Слово о полку Игореве Поэма Неудачный поход Игоря Святославича против половцев в 1185 г. призыв к единству.
ХIII в. Слово о погибели Русской земли поэма Воспевает величие красоты и величия Руси.

б\ Устное народное творчество.
Картина Васнецова « Три богатыря»
Беседа:
1. Кто является главными героями былин?
2. Каких былинных героев вы знаете?
3. Чем былина отличается от сказки?
4. Что объединяет всех былинных богатырей?

Вывод: русские былины проникнуты идеей освобождения своей земли, ее защиты от врагов. Воспевание нелегкого труда пахаря – землевладельца.

5. Зодчество и изобразительное искусство. Иконопись.
Объяснение учителя.
А) рассказ о деревянном зодчестве.
- избы, боярские, княжеские терема, городские терема
Б) каменное строительство.
- каменное строительство – к. Х века после принятия христианства
989 г - в Киеве заложена Десятинная церковь, посвященную Успеванию Богородицы. На строительство Ярослав Мудрый отдал 10 –ю часть княжеских доходов.
Стены покрыты фресками и мозаикой – картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке.
Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.
Особый интерес – изображение семьи Ярослава Мудрого.
ХI – ХII веках были построены большие каменные храме в Полоцке, Чернигове, Вышгороде, Новгороде.
Самым замечательным был Софийский собор – однокупольный византийский храм преобразовался в многокупольную пирамиду.
Особенность:
Храм - сосредоточение нескольких видов искусства: искусство фрески, мозаика, торжественное богослужение, церковное пение – составляет удивительное единство.
б\ иконопись ( видеофильм )
- почему икону называют « книгой для неграмотных»?
- что мы не видим на иконе? ( теней, а есть мир света )
- каким надо было писать иконы? ( очистившимися после поста, т.е. покаяние ).
Y. Итог урока.

Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. Формируются самобытные культурные традиции. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры.
YI. Закрепление.
Заполнение кроссворда.
1. старший сын Святослава, которого прозвали Мудрым – Ярослав
2. былинный герой – крестьянин - Микула
3. место жительства монахов – монастырь
4. глава церкви на Руси – митрополит
5. одна из славянских азбук – кириллица
6. языческий бог грозы – Перун
7. один из первых русских святых – Борис
8. креститель Руси, прозванный народом Красно Солнышко – Владимир
9. картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков – мозаика
10. картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке - фреска
Категория: Методическая копилка | Добавил: tamara
Просмотров: 451 | Загрузок: 39 | Рейтинг: 0.0/0

Copyright SmartService © 2024