ТРИЕДИНАЯ ЗАДАЧА УРОКА
Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков. Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения. Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:
Организационный - организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уро-ку, порядок и дисциплина. Целевой - постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. Мотивационный - определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе. Коммуникативный - уровень общения учителя с классом. Содержательный - подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоя-тельной работы и т.п. Технологический - выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п. Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности ученика на уроке для стиму-лирования его активности и развития познавательного интереса. Аналитический - подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ
Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку: 1. Учет особенностей учащихся класса: уровень класса; отношение учащихся к предмету; сформированность ЗУН; отношение к разным видам учебной деятельности; отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным; общая дисциплина учащихся. 2. Учет индивидуальных особенностей: тип нервной системы; коммуникативность; эмоциональность; управление восприятием нового материала учащихся; умение преодолеть плохое настроение; уверенность в своих знаниях, умениях; умение импровизировать; умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ. 3. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока: Общие: Определить место урока в теме, а темы - в годовом курсе, выделить общую задачу урока. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методи-ческие. Познакомиться с их содержанием. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, прочитать требо-вания стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объеме, какими пор-циями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирования новых ЗУН. 9. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся. 10. Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив себе урок как целостное явление. Частные: Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложе-ния материала. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непо-ниманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неяс-ного вопроса. Задания и инструктаж давать четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования. Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря внимания - сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать дли-тельных проработок учащихся. Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не долж-но быть просто продекларированным! Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства. 10. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их ак-тивность и осведомленность.
ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА И ПОДГОТОВКИ К НЕМУ УЧИТЕЛЯ
Разработка системы уроков по теме или разделу. Определение триединой задачи урока на основе программы, методических пособий, учеб-ника и дополнительной литературы. Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка. Выделение того главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке. Формулирование учебных задач урока. Разработка структуры урока, определение его типа и оптимальных методов и приемов обу-чения. Определение межпредметных связей и методов их использования на уроке. Планирование всех действий учителя и учеников на всех этапах урока, особенно в нестан-дартных ситуациях. Подбор дидактических средств урока (д/ф, к/ф, картин, таблиц, карточек, схем и т.п.). Проверка оборудования и ТСО. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях. Определение оптимального объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке. Выбор приемов и форм закрепления полученных знаний на уроке и дома, приемов обобще-ния и систематизации знаний. Составление списка учеников, ЗУН которых будут проверяться методами и формами, соот-ветствующими уровню их сформи-рованности; определение объема и форм домашнего задания. Продумывание форм подведения итогов урока. Запись плана урока в соответствии с требованиями.
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА
1. Тема урока: дидактическая цель и задачи урока; тип, структура урока; общие методы, приемы работы учеников; средства наглядности, источники информации, ТСО, ЭВТ. 2. Повторение опорных знаний: определение понятий, законов, которые надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала; самостоятельная работа учащихся (ее объем, формы); способы развития интереса учащихся к предмету, к теме; формы контроля за работой класса, отдельных учащихся. 3. Усвоение новых знаний: новые понятия, законы и способы их усвоения; определение познавательных учебных задач урока (что должны узнать и усвоить ученики); самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение); проблемные и информационные вопросы; варианты решения проблемы; варианты закрепления изученного материала. 4. Формирование умений и навыков: конкретные умения и навыки для отработки; виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений; способы "обратной" связи с учащимися; фамилии учащихся, которые будут опрошены. 5. Домашнее задание: что повторить и приготовить к уроку; творческая самостоятельная работа; объем и время выполнения домашнего задания. Подготовка к уроку непосредственно перед звонком: мысленное воспроизведение основных этапов урока; воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников; стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой. Способствуют успеху урока: хорошее знание материала; бодрое самочувствие; продуманный план урока; чувство "физической" раскованности, свободы на уроке; правильный выбор методов обучения; разнообразие методов обучения; занимательность изложения; ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу; богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя; выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников. Затрудняют проведение урока: неуверенность в своих знаниях и "учительских силах"; безразличное отношение ко всему происходящему на уроке; рыхлая композиция урока; скованность движений; неумение учащихся работать предложенными методами обучения; однообразие методов обучения; бесстрастный рассказ учителя; монотонность и сухость при изложении нового материала; отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами. |