Вы вошли какГость Группа "Гости"Приветствую Вас Гость




МАОУ "Калиновская СОШ"
Файловый архив


Главная » Файлы » Классному руководителю

Методические рекомендации
[ Скачать с сервера (142.0 Kb) ] 19.11.2011, 19:54
Данные методические рекомендации подготовлены с целью оказания методической помощи педагогам образовательных учреждений Калининградской области в организации классных часов, направленных на формирование семейных ценностей у учащихся.
Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Это и понятно, поскольку все люди на разных этапах своей жизни, так или иначе, связаны с семьей, она - естественная часть этой жизни. Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике “от близкого к далёкому”, от любви к родителям и родному дому, к школе, городу до любви к родной стороне. Постепенно, у человека на основе привязанности, верности, чувства собственности, ощущения того, что ты свой, ты нужен, складывается “образ собственного дома” с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство (чувство “родительского дома”) ложится в основу любви к Родине. Чувство любви к Родине начинается с любви к своей семье.
Начальные классы (1-4)
Для проведения классных часов в начальных классах рекомендуем обратиться к программе «Истоки» А.В. Камкин, И.А. Кузьмин. Авторы данной программы на начальной ступени образования рассматривают следующие аспекты темы семейных ценностей:
1. Имя. Традиции наречения имени.
2. Отношения внутри семьи. Правила и обычаи.
3. Род.
4. Дом. Особенности домоустройства.
5. Послушание опыту.
6. Мать. Отец. Отечество.
7. Родительское благословение.
8. Отеческие заветы и заповеди.
9. Традиции праздника.
Указанные выше темы раскрываются в содержании учебников 2, 3 и 4 классов программы «Истоки».
Семья.

Это слово греет душу. Оно напоминает нам ………………..
Истоки 2 класс
Послушание опыту.
Истоки 3 класс
Отец

Издавна особое место в семье отводится отцу. Все самое важное в доме делалось только с его разрешения. Он сидел во главе семейного стола. Его слово было пос¬ледним и решающим на семейном совете. Отца и до сих пор величают главой семьи. Когда незнакомые люди входили в дом и спрашивали: «Кто хозяин?», отец от¬вечал: «Первый — Бог, а потом я».
Лишь на первый взгляд кажется, что быть главой, главным — значит управлять и властвовать по своему усмотрению. На самом же деле глава — это тот, кто думает обо всей семье. Заботится о каждом в отдель¬ности больше, чем о себе самом. Он неустанно трудит¬ся, чтобы в доме был достаток.
Дети всегда гордились трудолюбием своего отца. Именно отец рассматривался как кормилец. Так было в семье ремесленника и крестьянина, в семье купечес¬кой и дворянской.
В большой семье отцу приходилось быть строгим. Он мог и выговорить и наказать. «Не тот отец, кто вспо¬ил и вскормил, а тот, что уму-разуму научил», — го¬ворили в народе. Отца слушались, побаивались, но любили и уважали. На отеческий суд и наказание не обижались, понимая, что оно идет не от зла, а от пра¬ведного гнева. Перед ним были все равны. Отца не хо¬тели огорчать.
Отец был заступником. Он защищал семейные ин¬тересы перед людьми и властью. Если нужно, то он от¬правлялся хлопотать за своих детой и близких, добивал¬ся справедливости. А перед лицом опасности мог защи¬тить свой родной очаг, но пустить на его порог лихих людей. Дети видели в нем пример мужества и силы.
К отцу обращались по-разному: сдержанно и трога¬тельно, почтительно и нежно. И нашем языке сохра¬нились такие обращения к отцу как тятя, тятень¬ка, батюшка, батя, папа, папаша. Некоторые из них уже вышли из употребления, но как интересно их вспомнить. Они помогают нам почувствовать различные оттенки сыновнего и дочернего отношения к отцу.
С отцом неразрывно свя¬зано представление о роде и родословии, о предках, о доброй молве по отноше¬нию к твоей семье.
Есть несколько вариантов составления родословия.
Один из них заключается в том, что рисуется неско¬лько кругов, слоями, один на другом. В самом малень¬ком, центральном круге пишется свое имя. В следующем круге, который разде¬ляется на две половинки, записываются имена отца и матери. В третьем, который делится на четыре доли, записываются имена родителей отца и родителей матери (дедушек и бабушек). В четвертом, который де¬лится уже на восемь долей — имена родителей деду¬шек и бабушек и т.д. При таком составлении родосло¬вия учитываются только восходящие поколения по прямой линии. Здесь нет места родным братьям и се¬страм, не учитываются дяди и тети, двоюродные бра¬тья и сестры.
Чтобы учесть их, составляется родовое дерево, наподобие того, что было в учебном пособии «Истоки» для 2 класса. Корнем такого дерева можно считать ро¬доначальника и от него вести вверх ствол с многочис¬ленными ветками. По стволу пойдут твои прямые предки, а по веткам — их братья, сестры, а также их жены и мужья, дети, внуки. Такое родовое дерево бу¬дет очень разветвленным и составить его не просто. По¬требуется расспросить всех родственников, изучить семейные документы, фотографии, вести переписку. Конечно, важно не только установить имена и годы жизни, но не менее важно найти сведения о делах, за¬нятиях, характере и душевных свойствах своих пред¬ков. Полезно проследить, какие имена преобладали в вашем роду, откуда, из каких земель нашего Отечества происходят твои предки, к каким сословиям они при¬надлежали. Только тогда ты по-настоящему ощутишь свои корни, лучше поймешь и самого себя.
Но отцом считают не только отца родного, кровно¬го. Каждый крещеный человек имеет еще и отца крест¬ного. Им становится тот, кто во время Крещения мла¬денца поручается за него перед Богом. Крестный отец обязан наставлять крестного сына или дочь в правилах христианской жизни, проявлять особую заботу о его ду¬ховной жизни.
Духовным отцом признают священника, у которо¬го исповедуются и причащаются. Он знает все твои трудности и промахи, грехи и слабости. Он был свидетелем таких откровенных признаний перед Богом, которые порой не высказаны даже отцу и матери. С ним советуются по важнейшим жизненным вопросам. У него испрашивают благословения на важнейшие дела и поступки.
Большое уважение оказывается в нашем народе от¬цу названному. Так называют того, кто взял к себе в семью малолетнего сироту и стал ему за отца, кормит, одевает, воспитывает и выпускает в большую жизнь.
Случалось так, что родной отец рано умирал или по¬гибал на войне. Мать вновь выходила замуж и тогда у детей появлялся отчим — неродной отец. В народной традиции отчим, который смог стать для сирот кор¬мильцем и заботливым наставником, пользовался боль¬шим уважением и почетом. А пасынок и падчерица пла¬тили отчиму искренней любовью и признанием.
Мать

Через тысячи поколений прошла бережно хранимая традиция любви и почита¬ния матери. Для каждого сына и дочери мать — са¬мый близкий и любимый человек. «Мама» — это пер¬вое слово, которое осознан¬но произносит младенец.
Если отец — глава се¬мьи, то мать — ее душа. Если отец обеспечивает до¬статок и порядок в доме, то только мать может создать уют, покой и особую тепло¬ту отношений.
И в знатных семьях, и в простых, с мамой делили самые сокровенные тай¬ны. К ней бежали в минуты огорчения и душевного волнения. Для детей она утешительница во все годы жизни.
От мамы дети получали первые уроки мудрости. Они слышали их в сказках, которые мама не уставала рассказывать и повторять.
Истоки 4 класс
Вспомни:
Сказку хорошо слушать вечером. В старину ее рас¬сказывали даже ночью. При неярком свете лучины или свечи все вокруг приобретало неожиданный и загадоч¬ный вид. Тихий голос сказочницы будил воображение. Душа слушателей уходила в сказку, замирала, не раз¬личая, где сказочное, а где житейское.
«Истоки». 2 класс
Мать — хранительница очага. Пироги на празднич¬ном столе, чистые и нарядные одежды, жарко натоп¬ленная печь в зимние морозы, порядок в доме — все это терпеливо и с любовью творится ею каждый день.
Вспомни:
Длинными зимними вечерами мастерицы сидели за работой до полуночи. Чтобы не скучать, пряхи со¬бирались вместе, переходя из дома в дом. Пряли и рас¬сказывали новости и сказки, смешные истории, шу¬тили. Иногда запевали. Умелые пальцы вытягивали бесконечную нить, а голоса выводили протяжную-про¬тяжную песню. Казалось, что нить и песня сливались. Соединялись воедино и чувства поющих.
«Истоки». 2 класс
Издавна верили, что мать была первой молитвенницей за своих детей. По глубокому народному убеждению молитва матери может чудеса творить: «Мате¬ринская молитва со дна моря достанет».
Обидеть мать считается большим грехом, ибо Бог за¬поведал: «Почитай отца и мать» и «злословящий отца или мать смертью да умрет». Если же кто-то из детей проявляет к матери равнодушие и черствость, про того с горечью говорят: «Матернее сердце в дет¬ках, а детское в камне».
К маме обращаются по-разному, как правило, неж¬но и заботливо. Кроме известных нам мамы и мамочки, раньше были и другие — матушка, мамушка, мамаша, матуличка. В отдельных семьях сами выдумывали об¬ращения к маме — такие, какие им подсказывало бла¬годарное сердце.
У крещеного человека, помимо крестного отца, может быть и крестная мать. Крестная, так было принято ее называть, часто бывает в доме своего крестника, водит его к причастию, поздравляет с именинами. Она может и приласкать, и, как родная мать, построжить, вразумить.
Девушки, выйдя замуж, приобретали еще и богодан¬ную мать — мать своего мужа. Ее было принято на¬зывать мамой, мамашей.
Если какая-либо добрая женщина берет на воспита¬ние сироту и вместе со своими детьми кормит ее и вос¬питывает, то ее именуют названной матерью.
В знатных семьях прежде был обычай вскармливать младенца молоком чужой женщины. Кормилицей была, как правило, крестьянка, имевшая в это время своего ре¬бенка. Так она становилась молочной матерью. Кроме молочной матери, младенец приобретал еще и молочного братика или сестричку. Став взрослым, он ста¬рался не забывать свою молочную мать и молочных братьев с сестрами.
В случае огромного горя — смерти родной мамы — у де¬тей могла появиться мачеха. Так называли новую жену отца. От нее требовался большой труд души, чтобы полю¬бить чужих детей, как своих, и заменить им родную мать.
Истоки 4 класс
Отечество
У каждого из нас в течение всей жизни складывает¬ся образ родной земли — нашего Отечества. Сначала мы запоминаем образ своей малой Родины — деревни, села, городской улицы, реки, дороги, ближнего леса и поля.
Вспомни:
Поле радует своими просторами. Иногда кажется, что нет ему предела. Как славно промчаться по полю на лихом коне. Человека охватывает особое чувство: в чистом поле — четыре воли!
Русского человека лес издавна согревает, кормит и лечит. Лес очень красив. Он все время меняет свой на¬ряд. Весной и летом — зеленый, осенью — багряно-зо¬лотой, зимой — хрустально-белый.
Посмотри, как красивы леса, просторны луга, изви¬листы речки. Вглядись, как много потрудились руки и душа человека. Колосится пшеница, цветут сады, пасутся стада, возделывается земля, белеют храмы... Это просторы твоего Отечества.
«Истоки». 4 класс

Продолжением работы по данной теме могут быть классные часы и совместные занятия с родителями, представленные в программе «Воспитание на социокультурном опыте» по темам:
• Мои близкие и родные люди
• Моя семья
• Родной очаг
Категория: Классному руководителю | Добавил: tamara
Просмотров: 583 | Загрузок: 74 | Рейтинг: 0.0/0

Copyright SmartService © 2024